Моя нынешняя поездка в Африку была далеко не первой, Африка давно похитила мое сердце, а проще говоря, меня “укусила муха Африки”! Именно так сами африканцы говорят о человеке, который посетив их пестрый во многих смыслах континент, и полюбив его, навсегда врастает в почву саванн, не представляет свою жизнь без аромата ее воздуха, дивных закатов, буйства красок и неизбежно стремиться вернуться туда вновь и вновь.
В это раз, маршрут возник спонтанно! Я собиралась посмотреть горилл в хорошо изученной туристами Руанде и в поисках кампании, написала о своей идее в ленте фейсбука. Один из моих друзей тут же ответил, что в скором времени едет в подобный тур. И с первых же слов, я поняла, что это именно то, о чем я давно мечтала, и присоединилась к группе не вдаваясь в подробности, так заманчивого было то, о чем я услышала!
Мы посетили три страны: очень коротко Руанду, неделю провели в Конго, где навестили семейство моих любимых горилл, забрались на действующий вулкан Ньирагонго и погостили в племени пигмеев. (о Конго я уже писала ранее в ТВ ПАРКЕ) Но более подробно, я хочу рассказать об Эфиопии.
Эфиопия никогда не была колонией и это обстоятельство сыграло важную роль в судьбе страны – ее северная часть сохранилась практически нетронутой, как будто законсервированной в первых веках нашей эры – во времена принятия Эфиопией Христианства. Скудные, высушенные солнцем земли до сих пор возделываются плугом, дети попрошайничают, а в древних церквях совершаются богослужения, точно так же как и тысячу лет назад.
Но, существует и другая Эфиопия, Эфиопия которую цивилизованый мир открыл для себя только в 90х годах прошлого столетия, когда китайцы стали массово скупать эти труднодоступные земли и строить дороги.
В отличии от северных земель, южные регионы плодородны. В период сезона дождей они покрываются многочисленными реками, питающими пастбища – пищу для мелкого и крупного скота и заселены кочевыми племенами, которые перемещаются вслед за стадами, по мере съедания поголовьем подножного корма.
Отношение к скотине в этих племенах более чем бережное. На меня сильнейшее впечатление произвел рассказ гида о том, что в период длительных засух, когда на корню сгорает все живое, в племенах не станут забивать скотину, чтобы накормить детей. Детям достанется страшная участь умереть от голода, но поголовье будут сохранять во чтобы то ни стало!
Племена поражают своими традициями, экзотическим видом и непохожестью друг на друга. Во многом, они обязаны этим тому, что в период колонизации Африки, и активного вывоза рабов в Америку, северные эфиопы сами торговали сородичами из языческих племен. Например, одна из легенд гласит о том, что нелепейшие на взгляд европейца тарелки в губах женщин племени Мурси, появились именно потому, что “изуродованный товар” пользовался меньшим спросом на рынках.
Со временем, тарелка в губе стала символом красоты. Девушке на выданье разрезают нижнюю губу и вставляют деревянную плашку, периодически заменяя ее на бОльшую в диаметре – чем крупнее блюдце в губе тем солидней куш, который получат родители невесты от семьи жениха.Племя это довольно агрессивно и очень гордится своей отличительной чертой!
Неподалеку от Мурси живет племя Хамер, его народ отличается чистоплотностью и нарциссизмом – любовью к уходу за собственным телом. Этот процесс настолько захватывает как женщин так и мужчин половозрелого возраста Хамеров, что по негласному закону племени, на тяжелых работах заняты только дети и старцы, остальные члены сообщества непрерывно ухаживают за собой.
Увидеть одновременно представителей нескольких племен можно на деревенских рынках. На первый взгляд, может показаться, что там собираются “ряженые” с целью вытряхнуть из туристов немножко “быров” (эфиопская валюта) сладостей или шариковых ручек, которые просят галдящие дети.
Но, посетив несколько рынков и приглядевшись к местным порядкам, становится понятно, что все эти люди живут обычной жизнью – торгуются за коровьи шкуры, из которых шьются короткие женские юбки, с удлиненной задней частью – чтоб удобно было садиться на землю. Привередливо перебирается зерно местных злаков и перетряхивается кофейная шелуха – именно из нее варят кофе жители долины Ом – зерна им не по карману, да и напиток из них считается через чур горьким. И повсюду навьюченные дровами или сахарным тростником женщины, как правило, преклонных лет – мы же помним, что тяжелым трудом занимаются только дети и старики, а точнее старухи, мужчинам и в старости трудиться считается не с руки.
На одном из рынков нам невероятно повезло- удалось узнать, что неподалеку, в деревне Хамеров, готовится обряд инициации юноши, а главное, договориться о присутствии на этой церемонии!…..
Нашему вторжению на территорию деревни предшествовали короткие переговоры, в результате которых, с каждого из девяти членов группы взымалась “входная плата” в размере 300 быр, что составляет примерно восемнадцать долларов. Как только деньги перекочевали в карман представителя хамеров, мы перестали представлять интерес для жителей деревни и получили возможность беспрепятственно фотографировать все, что заблагорассудится.
Суть обряда сводится к демонстрации юношей недюжинной ловкости – претендент на звание мужчины будучи абсолютно гол и бос должен четыре раза пробежать по спинам восьми быков, поставленных боками друг к другу. Особенно важно то, что второй попытки претендент не имеет – однажды сорвавшись с тощего бычьего хребта, мальчик не только не станет мужчиной, но и опозорит семью, за что будет нещадно бит, унижен, и пожизненно гоним.
Предваряют этот аттракцион массовые пляски и песнопения в исполнении женской части племени. Надо сказать, что у хамеров практикуется многоженство – мужчина имеет двух, а то и трех жен, поэтому деревня представляет собой одну огромную семью. Доведенные плясками до определенного градуса экзальтации, многочисленные сестры и тетки стараются поддержать виновника торжества и демонстрируют это душераздирающим способом – подставляют обнаженные спины под его огромный пастуший кнут. Юноша должен не дрогнуть- до крови распороть женскую плоть. Учитывая, что дети в племенах плодятся с завидной регулярностью, обряды инициации происходят достаточно часто, для того чтобы спины соплеменниц были исполосованы жуткими выпуклыми рубцами вдоль и поперек, но чем шрамов больше, и чем они объемней – тем большую гордость доставляют обладательнице. Кстати, шрамирование в племенах, это тема для отдельного разговора. Шрамы не только элемент украшения как мужчин так и женщин, это и способ предотвращения инфекций и отравлений ядом насекомых. На теле делают надрез и помещают в ранку смертоносное насекомое, со временем потенциальный убийца гибнет, а организм человека приобретает иммунитет к его яду.
В нашем случае подросток безукоризненно преодолел препятствие и стал мужчиной. Но, в процессе обряда я волновалась не столько за ловкого юношу – мне было бесконечно жаль обалдевших от танцев, крика и песен животных. Быков сначала долго гоняли с места на место, а потом выстроили, безжалостно схватив с одной стороны за хвост, а с другой за рог и язык.
Вернувшись из поездки, я как и раньше столкнулась с потоком удивленных вопросов: зачем и почему я езжу в эти “такие грязные и не цивилизованные” страны. Но, для меня эти поездки – познаёте жизни , машина времени, это новые эмоции и открытие другого, исчезающего мира.
Так и эфиопские племена скоро станут другими, они также как и мы цивилизуются. Китайцы построят дороги, выкупят у вождей земли – посеют сахарный тростник, дети выучатся и получат образование и мы потеряем этот загадочный мир…