Певице Нине Шацкой Бог даровал талант, красоту, статность и – что особенно важно для певицы – редкий по диапазону и яркости тембра голос. Нина – частый гость российских кинофестивалей, в том числе и фестиваля «Окно в Европу», к тому же она большой друг «Ролана»…
Нина, наша предыдущая беседа на страницах журнала вышла под заголовком “Предчувствие любви”. Сбылись ли ожидания?
– Сейчас кажется, что этот разговор состоялся в какой-то совершенно другой жизни, невероятно далекой. Помню, что слова, которыми он заканчивался, вызвали у меня улыбку: “…Как знать! Говорят, в жизни бывают чудеса…” Словно некий маг взмахнул тогда волшебной палочкой и произнес; “Мечтай! Мечты притягивают обстоятельства!” В моей жизни начались чудеса. Прошло два года, и можно сказать, что за это время моя мечта сбылась троекратно.
Разве такое бывает?
– Да, если хорошо представлять себе цель, к которой идешь, и не сидеть сложа руки в ожидании небесной манны. За это время были созданы три совершенно разных программы. “Коварство и Любовь” в сопровождении ансамбля Анатолия Силина и “Музыка Любви” с Государственным симфоническим оркестром кинематографии состоялись в Концертном зале им. Чайковского. А совсем недавно осуществился особенно дорогой для меня проект: “От романса до джаза”. Программа прозвучала на сцене Московского Международного Дома Музыки.
Вы хотите сказать, что в одной программе звучат и романсы, и джаз?
– Да, но мои слушатели к этому давно привыкли. И времена диспутов на тему, можно ли совмещать эти жанры в одном концерте, остались позади. Теперь поклонники романсов спорят с почитателями джаза, какая же музыка должна преобладать в концерте и с какого жанра лучше начинать, а каким заканчивать программу. И те и другие сходятся в главном: романс и джаз – музыка любви.
Что же вы увидели сквозь сверкание рампы?
– Аншлаг.
В концерте принимал участие замечательный музыкант, мультиинструменталист Давид Голощекин. Но он петербуржец, почему именно его вы пригласили? Дань моде на питерцев?
– Нет, что вы! Просто он приверженец классического направления в джазе – “мэйнстрима”. Направления очень мелодичного, красивого и не перегруженного сложными гармоничными конструкциями. Многие музыканты сегодня стремятся усложнить технику, аранжировку. На мой взгляд, от этого часто страдает эмоциональная сторона исполнения. Музыка становится математикой, понимаемой только профессионалами. Давид Семенович Голощекин, один из самых ярких представителей классического джаза, который звучит и в моем исполнении. Помимо этого много лет назад он неоднократно встречался на концертных площадках с моим отцом, Аркадием Шацким. А все, что связано с памятью об отце, имеет для меня особое значение.
Ваш концерт продолжается более двух часов, это практически непрерывный вокал в сопровождении симфонического оркестра. Это большая и физическая, и эмоциональная нагрузка. Не проще было бы пригласить какого-нибудь звездного вокалиста в качестве гостя. И нагрузка была бы поменьше, полегче, и вопрос по поводу публики так бы остро не стоял.
– Сегодня действительно существует практика, когда в сольных концертах, большую часть времени на сцене находятся приглашенные гости. Для меня сольный концерт – некое таинство. Общение с публикой на одном, понятном нам языке. Между сценой и залом протягиваются невидимые нити. Я пою о любви и физически ощущаю, как в тишине зала мне отвечают, доверяя свои истории, мои слушатели. Они не боятся, что им надоест один исполнитель…
Я была на вашем концерте в Доме музыки и, слушая вас, была поражена произошедшими переменами. Даже не только произведения, которые неоднократно звучали в вашем исполнении прежде, получили иную окраску, стали глубже и одновременно теплее и понятнее, но совершенно неожиданно открылась не просто певица – исполнительница романсов Нина Шацкая, открылась драматическая актриса…
– Спасибо, для меня, как я уже говорила, этот концерт стал особенным…51 очень долго стремилась к тому, чтобы избавиться от некой искусственности. Надеюсь, что на этот раз меня минул соблазн выглядеть и петь “покрасивее”, что содержание в этот раз было ярче формы.
Во время концерта велись съемки? Мы сможем увидеть его по телевидению?
– Не знаю, вряд ли. Мой жанр программные редакторы определяют как “не формат”, А съемки действительно велись, как и на предыдущих концертах. За что огромная благодарность Фонду Ролана Быкова, киностудии “Чистые пруды” и лично Виктору Васильевичу Мосенкову. Такая бескорыстная поддержка – настоящая редкость сегодня. Помимо реальной помощи она придает силы и уверенности. Но если вернуться к вопросу телевидения, то мои концерты, которые снимала киностудия “Чистые пруды”, в течение прошлого года были неоднократно показаны для аудитории США и Западной Европы одним из российских TV-каналов. Парадокс в том, что транслируемые на Запад программы невозможно разместить во внутрироссийском эфире. А самое забавное, что эти концерты давали и дают очень высокий TV-рейтинг…
Затем, как и в прошлом интервью, опубликованном в журнале “Ролан” (№4(21), май 2002), мы вернулись к разговору о меценатстве.
– В жизни зачастую важно даже не столько меценатство, сколько человеческое участие и неравнодушие. Во время подготовки концерта “Музыка Любви” в Концертном зале Чайковского велись переговоры с Государственным симфоническим оркестром кинематографии. Его руководитель и главный дирижер народный артист России Сергей Иванович Скрипка с моим творчеством знаком не был. Не стану вдаваться в подробности, но возникли проблемы. Как любая артистка, я особенно эмоциональна и потому расплакалась и побрела тихонько по бульварам в сторону Чистых прудов. Стоял чудесный теплый сентябрь. Мне было бесконечно себя жаль. Выхода из сложившейся ситуации я не видела. Взгляд был до противного тусклым, а завершал этот портрет воплощенного уныния мой изрядно покрасневший нос. Ноги сами по себе привели меня в “Ролан”. Свою печаль я решила утопить на дне кофейной чашки в сумерках “ролановского” бара. Но едва я ступила на порог, великодушная судьба столкнула меня с Арменом Николаевичем Медведевым. Конечно же, он не смог оказаться безучастным… И как в сказке, одному ему известным способом он разрешил мою беду. Кто знает, если бы не руководители фестиваля “Окно в Европу”, которые уже много лет приглашают меня петь в концертах культурной программы фестиваля, как бы закончилась эта история?
Вы хотите сказать, что в вашей судьбе “Ролан” занимает особое место?
– Мы начали наш разговор с того, что страницы вашего журнала напророчили мне чудесное исполнение желаний… Но если говорить серьезно, во многом жизнь человека складывается в зависимости от того, каких спутников нам посылает судьба. Однажды мне повезло, и я оказалась в городе Выборге, с его сказочным парком Монрепо, жителями, поголовно влюбленными в кинематограф, и распахнутым “Окном в Европу”. Тогда я даже не могла вообразить, сколько замечательных друзей войдет в мою жизнь сквозь это “Окно”…