Ни спонсоров, ни продюсеров у Нины нет. Есть друзья, которые поддерживают ее в трудную минуту. Их участие, неравнодушие она считает самым бесконечно важным и дорогим. Судьба молодой, талантливой певицы Нины Шацкой в чем-то уникальна и одновременно типична. Блестящий успех в сольном концерте, состоявшемся весной нынешнего года в Большом зале Международного Дома музыки и присвоение звания «Заслуженная артистка России» – впечатляющий результат ее десятилетней музыкальной карьеры в Москве. Вряд ли кто-нибудь из рыбинских земляков Нины мог предугадать, что голосистая, наивная девчонка с широко раскрытыми, восторженными глазами покорит сердца не только жителей российской глубинки, но и столичной публики – капризной и искушенной. Хотя среди ее многочисленных поклонников по-прежнему не утихают споры на тему, кто же Шацкая – джазовая певица или исполнительница романсов. Но все поклонники едины во мнении: и романс, и джаз – музыка любви. А что такое дар любить Нина Шацкая знает не понаслышке… И еще – она красивая женщина: нежная, ранимая, страстная и добросердечная.
Нина, твой успех, эффектные афиши с твоими портретами по всей Москве шокировали многих твоих коллег и знакомых. У тебя появился спонсор-олигарх или серьезный продюсер?
– Не угадала. Никто мне не верит, но это факт. Все произошло само собой. Никогда не умела просить. В таких ситуация просто умираю от стыда. Наверное, я неисправимая фантазерка, провинциальная мечтательница. Многие привыкли воспринимать меня именно такой. Но недаром же мудрые говорят: мечтай! Мечты притягивают обстоятельства! Вот настал и мой час. И в моей жизни действительно стали твориться чудеса. Три сольных программы за два года: «Коварство и любовь», «Музыка Любви» в Концертном зале имени Чайковского и «От романса до джаза» в ММДМ – неплохой результат. А что касается олигархов-спонсоров, их как не было, так и нет. Хотя сколько раз на приемах, юбилеях и концертах сильные, суровые мужчины вдруг начинали плакать. Не из-за моего великого вокала, а из-за того, что музыка и слова романса возвышают их души.
Сегодня на эстраде ты едва ли не единственная продолжательница традиций русского романса. В сборник серии «Золотые россыпи романса» твой компакт-диск вошел наряду с альбомами таких корифеев, как Шаляпин, Лемешев, Козловский. Концерты по всей стране, записи на CD, трансляция по телеканалам США и Западной Европы. А на российском ТВ тебя практически нет. Почему?
– У ТВ своя политика, там приоритетны развлекательность, зрелищность. Романс программные редакторы считают «неформатным». Хотя, на мой взгляд, нельзя все на свете подчинять коммерции. Да, на канале «Культура» есть замечательная программа «Романтика романса», у которой хороший рейтинг. Но этого недостаточно. Сегодня людям особенно необходима задушевность и есенинская «светлая грусть». Я часто слышу от влиятельных продюсеров, что моя публика вымирает, а скоро ее вообще не будет. Уйдет старшее поколение, воспитанное на романсах, и – конец. Но так судят те, кто совершенно оторван от действительности, живет только интересами своего бизнеса. Они не понимают, что Россия – это не одна Москва. Я мечтаю о новой программе современных романсов. Но в сегодняшнем шоу-бизнесе певец не может существовать без команды: продюсера, авторов-аранжировщиков и так далее. И все же… Много раз замечала, что молодежь, попадая впервые на мои концерты, очень быстро начинает понимать, что романс – и современный, и старинный – это не что-то отжившее и пугающе старомодное, а красивая музыка и прекрасные слова, рождающие светлые чувства… Я уверена: чтобы быть услышанной, нужно иметь что сказать, быть интересной, нести какую-то мысль. Не случайно наши звезды, когда хотят быть услышанными, обращаются к старым добрым песням. Фантастическая популярность некоторых романсов последних лет: «Как упоительны в России вечера» или «Любовь может быть жестокой» – говорят о том, что людям нравятся этот жанр. Это не примитивная «попса», где только ритм, нет текста и нет голоса.
Нина, я знаю, что немало заработанных денег ты вкладываешь в аранжировки известных и неизвестных романсов, песен из репертуара Клавдии Шульженко, Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой.
– Да. Накопился огромный репертуар. Стали появляться интересные современные романсы: сами авторы приносят. Иногда это безвозмездные дары. Люди понимают, что романс не коммерческий жанр, дохода не приносит. Некоторые мои знакомые считают меня чудачкой. Имея в виду данные мне Богом способности и внешность, которые позволили бы жить без проблем. Но я не могу петь «попсу». То же можно сказать о джазе, который я исполняю. Это не современный авангард, элитарный джаз для профессионалов. А чувственный мейнстрим – для неискушенной публики. Кто-то считает, что я пою «сироп». Но этот «сироп» исполняли Синатра, Нат Кинг Колл, Билли Холлидей, Нина Симон. Поэтому и свои программы я называю «Музыка любви».
На подмостках ты очень органична. Кто-то помогал тебе в формировании сценического образа?
– Все делала сама. Хотя понимание того, что нужно, пришло не сразу. Однажды лет 12 назад меня познакомили с известным итальянским мастером фотографии Франко Витали. Он приезжал в Москву в составе съемочной группы итало-российского телефильма «Тихий Дон». В то время я была совершенно нелепой, провинциальной девочкой с огненным темпераментом. Абсолютно не умела одеваться и вести себя на публике. Несмотря на то что жила в Петербурге и училась в школе-студии Ленинградского мюзик-холла. Франко сразу поставил меня на место в разговорах на тему «казаться и быть». «Если в тебе уже есть природный, огненный темперамент, нужно быть сдержаннее в выборе косметики и ярких нарядов. Во время съемки перед камерой, подумай о чем-нибудь, а не изображай мысль». Поскольку я была тогда пухленькой и очень любила сладости, он говорил: «Представь, я даю тебе конфету. А ты смотришь на меня и думаешь: взять ее или не взять? Очень хочется, особенно когда нельзя. Подумай об этом, когда будешь смотреть в объектив. Естественность в человеке – самое дорогое». Я запомнила его слова на всю жизнь. Наверное, если бы я могла вести себя менее искренне, менее естественно, умела бы хитрить, интриговать, то и жизнь моя была бы успешнее и респектабельнее. Зато на мои концерты люди приходят, чтобы испытать подлинные чувства: боль, любовь, страдание и наслаждение. И я счастлива, что происходит именно так!
А твои сценические костюмы, украшения – откуда?
– Плод моих дизайнерских фантазий. Сама придумываю платье к каждой песне. Сама подбираю ткани, аксессуары, туфли. Познакомилась недавно с очаровательным дизайнером из американской фирмы, производящей бижутерию. Они помогают мне подобрать украшения к моим сценическим и повседневным нарядам. Обожаю вышивать бисером. А воплощает мои идеи великолепный мастер Елена Анацкая.
Нина, ты обворожительная, эффектная женщина. Это природа тебя осчастливила? Или таков результат кропотливой и изнурительной работы над собой?
– Спасибо. Но секретов, увы, никаких. Чтобы поддерживать форму, регулярно посещаю тренажерный зал. У меня фантастический тренер. Благодаря его системе занятий я чувствую себя прекрасно.
Тогда совершенно непонятно, почему рядом с тобой нет единственного и любимого?
– Наверное, каждый мужчина, который обращает на меня внимание, думает: ее сердце занято или она очень увлечена своей профессией и не сильно приспособлена к семейной жизни. На самом деле, семья для меня очень важна. Я выросла в атмосфере любви и взаимопонимания. Часто вспоминаю воскресные семейные обеды, новогодние елки с мандаринами и конфетами, подарки родителей и дни рождения с многочисленными друзьями семьи. Я вовсе не рефлексирующая барышня, непрерывно думающая о смысле жизни. Я очень люблю посмеяться, люблю дискотеки, веселые компании. Не буду лукавить: бывает, и кошки иногда на душе скребут. И популярности большой хочется, и больших гонораров, и семейного благополучия. Чтобы себя как-то успокоить, начинаю думать о том, какая у меня прекрасная, любимая профессия. Обожаю морские круизы. Была потрясена, когда астролог Павел Глоба, просчитав мой гороскоп, сообщил, что в прошлой жизни я была дельфином. Очень может быть! Безумно люблю море. Свободно могу нырять с борта судна во время стоянки. Меня не пугает глубина. Я выросла в древнем Рыбинске. В детстве папа часто брал меня на острова на Рыбинском водохранилище – широком, как море. С книгой и магнитофоном я проводила там целый день одна. Когда вода отступает, на песчаных островах, пропахших солнцем и соснами, остаются лагуны с прогретой водой, которая ласкает нежно, как летний ветерок. Вот так же я воспринимаю свою сегодняшнюю жизнь. И мне хотелось бы, чтобы это состояние покоя и гармонии длилось как можно дольше.